понедельник, 9 ноября 2015 г.



Не пора ли осуществить импортозамещение в воспитании и вернуть школу в бесстрессовое состояние?




Андрей Александрович Остапенко,


доктор педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии



 Россия последние десятилетия стремилась стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер. Культура стала из высокой и традиционной стала массовой и потребительской, образование и здравоохранение стало потребляемой услугой, юридизм встал над здравым смыслом и своей заорганизованностью и законничеством парализовал почти все сферы общества, и даже семью пытались перекроить на контролируемые ювенальной юстицией партнёрско-контрактные отношения. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспитания детей и молодёжи, когда воспитание прав с его странными конвенциями стало выше и первее воспитания обязанностей, насаждение мультикультурализма и толерантности заслонило уважение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурентности почти свело на нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, другодоминанту сменила эгодоминанта, коллективизм атомизировали индивидуализмом, патриотизм объявили идеологией маргиналов, а стыдливость – уделом закомплексованных полумонашек. Тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и омбудсменов в школах и комитетах по делам молодёжи стало больше, чем учителей и воспитателей, а портфолио стало верным средством разжжения гордыни и тщеславия.
Локомотив отечественного образования с его многовековой традицией энциклопедизма и фундаментальности начали стремительно перестраивать под западную узкоколейку компетентизации, узкой профильности и «рождающего интеллектуальных болонок» (К. Сёмин) болонского процесса с его бакалавризацией и магистрантизацией. И даже вузовская наука вместо того, чтобы создавать новое, зациклилась на количестве публикаций и цитирований, на каких-то скопусах и хирш знает каких индексах наукометрии.
Мы стремительно спешили нашу столетиями выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования и воспитания привести к общему знаменателю с западной системой и вдруг... выясняется, что Запад нас уже не ждёт, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочей мерзости «свободного» мира.
Ещё в декабре 2010 года на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания молодёжи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев, а Путин тогда ему твёрдо возразил: «Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот»[1]. А в 2013 году, возвратившись, на пост главы государства на своей традиционной пресс-конференции В.В. Путин заявил: «Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением. <...> Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания <...>. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперед. <...> Это, конечно, консервативный подход, но напомню еще раз слова Бердяева, что консерватизм – это не то, что мешает движению вперёд и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд, очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю, по сути. Ничего здесь необычного для нас нет. Россия – страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперёд и развиваться»[2].
После воссоединения Крыма и введённых против России западных санкций стало и вовсе очевидным, что без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием почти во всех сферах стало слово «импортозамещение». В первую очередь оно было подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой. Серьёзно изменилось наполнение витрин супермаркетов и незначительно афиш кинотеатров. Стало меньше крашенной норвежской сёмги и спецэффектных голливудских боевиков. Необходимо осознавать, что в ближайшие годы (а, скорее всего, месяцы) процесс импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придёт в образование и в воспитательную практику. И выиграет тот, кто будет готов к этому процессу, тот, кто, не дожидаясь циркуляров Минобра и Госкоммола начнёт эту работу.
Совершенно очевидно, что легче всего этот процесс начать в сфере дополнительного образования и во внеклассной воспитательной работе, ибо они не так жёстко регламентированы нормативно-правовыми актами, как учебная деятельность. Отказаться от многолетней практики воспитания западных ценностейконкурентности, толерантности, мультикультурализма, партнёрства, индивидуализма, потребительства в пользу традиционных для православия любви, заботы, доверия, милосердия, соборности, даяния, традиционных для советского воспитаниядружбы, уважения, солидарности, коллективизма, интернационализмаи традиционных для тех и других жертвенности, почитания старших и любви к Отечеству не очень сложно. Для этого надо переключить профессиональный регистр воспитателя, сменить воспитательную ориентацию на традиционную. Это сделать не так сложно. Возвратиться к установкам традиционного значительно проще, чем их ломать, хоть это во многом уже сделано. Да и форм воспитательной работы, детского самоуправления, детских общественных организаций в отечественной педагогике накоплено огромное количество.  Надо прекратить православную воспитательную традицию называть педагогикой рабства, а советскую – педагогикой тоталитаризма. Надо вернуть в воспитательную работу смысл и милосердие, заменив педагогику мероприятий и профилактики пороков на педагогикусобытий и взращивания добродетелей. И заявить об этом очень громко. Это непросто, почти невозможно в нынешних культурных обстоятельствах и в нынешней образовательной политике Минобра. Для этого нужно нам всем вспомнить о своих культурных корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать бледное блеянье education management,  обнуляющее подлинное образование… Для этого необходимо перед нашей молодёжью рядом поставить христианские и советские образцы и примеры: образы стойкости и мужественности святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева,образы жертвенности и мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры, Надежды, Любови и молодогвардейцев Краснодона, образы служения Отечествублаговерного князя Александра Невского и маршала Г.К. Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки Корчагина,образы самоотдачи и милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и медицинских сестёр Великой Отечественной, образы тех, кто достиг высот в просвещении – равноапостольного Николая Японского и А.С. Макаренко.
К этому ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня.  <...> Мы должны взять из различных исторических периодов всё по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность»»[3].
К формуле Патриарха добавим формулу Президента: «Для моего поколения всё это имело большое значение, у нас было ещё то, что называлось улицей, двором, общим домом, где мы с друзьями росли. Мы много времени проводили на этих, как бы сегодня сказали, неформальных площадках. Да, проблем там было тоже очень много, достаточно, но там воспитывались такие качества, как умение дружить, помогать друг другу, различать добро и зло. Подлость и предательство были для нас самым последним, презираемым делом. Мы спорили, обсуждали происходящее, прежде всего, конечно, в школах, фильмы, героев книг.
Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности – они всегда остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»[4].
Ждать циркуляр или распоряжение свыше уже не надо. Оно уже дано и главой государства, и Патриархом. Можно действовать, не ожидая отмашки Минобра. Это пять лет назад, услышав призыв «Россия, вперёд!», мы не могли найти с какой стороны этот перёд, разрываясь между проамериканской толерантностью и пророссийским патриотизмом. А теперь всё ясно, господа-товарищи. Можно приступать.

Но... реализовать это будет невозможно, если мы не освободим школу, её директора и учителя от не свойственной им работы, если мы не избавим их от избыточного контроля и Рособрнадзора. Учитель ничего не сможет сделать, если он весь август, сентябрь и октябрь будет писать 100-страничные рабочие программы по всем предметам для всех классов по новым стандартам. Директор по-прежнему не будет видеть своих учеников, если он часами будет просиживать на совещаниях и видеоконференциях, метко названных «радионяней», а потом будет давать ответы на десятки ежедневных писем и распоряжений.
Замечательная статья нового Закона об образовании, предписывающая увеличить зарплату учителей до средней в промышленности в регионе, помноженная на нормативно-душевое финансирование привела к тому, что зарплату повысили за счёт простого сокращения количества учителей (их количество в крае в последние годы уменьшилось с 53 тысяч до 30 тысяч человек). При этом никто не считает как увеличилась их нагрузка. Количество учеников, приходящихся на одного учителя выросло на 36,5 % (с 12 до 17). Средняя наполняемость классов городских школ уже дошла до 27 человек, что превышает предельно допустимую. И это нарушение никого не пугает. С одной стороны, увеличивается количество учеников в расчёте на одного учителя. С другой стороны,увеличивается часовая нагрузка учителя, показатели которой не публикуются. При этом растёт наполняемость классов. И как вы думаете, учитывая рост этих трёх показателей, будет ли расти качество образования? Ответ очевиден. Вот вам и дикий капитализм с его эксплуатацией и экономической эффективностью как мерилом качества. Но всё же самое страшное это безразмерный рост количества бумаг, вывалившихся на голову учителя и директора. Только количество приказов, изданных региональным Министерством образования и науки уже в этом году, перевалило через 5 тысяч. Это в пять раз больше, чем у федерального министерства. И всё это на нашу голову. Это более 30 приказов в сутки, если не считать выходные и праздники. А есть ещё распоряжения и инструктивные письма.
В связи с этим я от имени учителей (абсолютно уверен, что они меня поддержат) обращаюсь за защитой к Церкви. Прошу на ближайших Кирилло-Мефодиевских чтениях 20 октября принять от имени всех участников чтений обращение к губернатору с просьбой защитить школу и учителя от чиновничьего беспредела, в котором были бы следующие конкретные предложения.
1. Вернуться к советской практике и разработать перечень документов и видов отчётности, которые должна предоставлять школа учредителю и контролирующим органам. Ввести законодательный запрет на предоставление школой отчётности и информации сверх этого перечня. Чиновников, множащих отчётность и документацию, считать вредителями.
2. Сократить количество управленцев в системе образования на всех уровнях от муниципального до краевого в несколько раз, особенно в части надзорных органов и запретить практику наложения штрафов на руководителей школ и учителей.
3. Законодательно избавить школу, учителей и классных руководителей от несвойственной им работы, а именно: а) от написания рабочих учебных программ, которые должны разрабатывать учёные-методисты; б) от двойного ведения документации (журналов, дневников и пр.) в электронном и бумажном виде; в) от предоставления информационных писем в органы, не являющимися учредителями школ.
4. Избавить школы от обязательного участия в бесконечных конкурсах и фестивалях и отменить порочную практику зависимости зарплаты директора от количества конкурсов и мероприятий, в которых приняла участие школа.
5. Регулярно публиковать данные о средней недельной часовой нагрузке учителей по школам, по муниципалитетам и по всему краю.
6. Прекратить практику выстраивания всяческих рейтингов между учениками, учителями, школами, муниципалитетами как множащую приписки и ложь на всех уровнях.

Если школа и учитель не вернутся в нормальное бесстрессовое, безавральное состояние, то не потеряет актуальность порядком надоевший анекдот: «Дети, уйдите из школы и не мешайте работать над документами по реализации неотложной модернизации образования».



[1] Цитируется по стенограмме, взятой с президентского сайта:http://www.kremlin.ru/transcripts/9913 или http://президент.рф/выступления/9913.
[2] Пресс-конференция Владимира Путина 19 декабря 2013 года. Стенограмма  //http://www.kremlin.ru/events/president/news/19859.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html.

[4] Путин В.В. Выступление на праздновании Дня знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одарённых детей «Сириус» 1 сентября 2015 года // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/50216.


Источник:http://pravpoesd.blogspot.ru/

2 комментария:

  1. Полностью согласна со всеми высказываниями и готова подписаться под каждым. Но хочется напомнить, что в школе есть еще и библиотекари, которые в правах ущемлены еще больше учителей, а обязанности такие же. Кто помогает учителю в воспитательных мероприятиях, ведет уроки (библиотечные и познавательные часы), помогает реализовывать и внедрять новые формы обучения, несет большую материальную ответственность? А отчетность, требования и проверки различных служб те же самые, но нет соответственной оплаты труда. А ведь воспитать доброго гражданина, патриота и нравственного человека, разносторонне развитого- это одна из важнейших задач библиотеки.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить